От корсетов до бра-фиттинга: эволюция женского нижнего белья

0 Comments

В цикличности моды сомневаться не приходится: напоминания об ушедшей эпохе то и дело появляются в коллекциях дизайнеров.

Только вот нишу нижнего белья этот круговорот обошел стороной: многослойные юбки, кринолины и удушающие корсеты остались, к счастью, в далеком прошлом.

Как нижнее белье приобрело привычный нам облик, рассказывает WMJ.ru научный сотрудник Музея моды Юлия Малыгина.

Белье — архитектура платья

Основными предметами женского нижнего белья в XVIII-XIX веках были сорочка и корсет, непременно белого цвета, что говорило о высоком происхождении дамы. Кроме того, с начала XVIII века дамы носили фижмы, или панье, — специальный каркас, крепившийся к корсету, напоминавший корзину и придававший юбке пышность. Размеры фижм, кстати, менялись со временем и иногда могли достигать гигантских размеров. По этой причине приходилось даже расширять двери дворцовых залов и дверцы в каретах. Но в 80-е годы XVIII века проблема была решена: изобрели складной каркас для юбок.

Великая французская революция… в нижнем белье

Долгое время для женского белья было характерно большое количество украшений и богатая отделка — рюши, кружева и другие элементы декора. Великая французская революция повлияла на костюм очень сильно: на рубеже XVIII — XIX веков в моду вошел стиль ампир. Платья прямого кроя, напоминающие античные одеяния, не требовали ношения жесткого корсета: акцент силуэта с талии сместился под грудь. Отказ от корсета объяснялся еще и настоятельными требованиями врачей, которые утверждали, что это небезопасно для здоровья. Теперь вместо корсета под платье часто надевали рубашку или эластичное формирующее трико.

Эффект голого тела

Платье и рубашка в самом начале XIX века становятся очень тонкими, а порой даже полупрозрачными, обнажая и выставляя напоказ женское тело. Еще один способ создать эффект голого тела, который приобретает популярность у женщин в этот период — слегка смочить платье водой. Такая мода в странах с прохладным климатом, в частности, в России, приводит к большому количеству заболеваний воспалением легких и иногда даже к смертельному исходу.

Откровенные влажные наряды будут оставаться модными совсем недолго, спустя каких-то десять лет при Наполеоне — консерваторе в вопросах благопристойного внешнего вида — в женском силуэте снова устанавливается акцент на талии. Корсеты возвращаются в обиход и возвращают себе место главного элемента дамского белья.

Корсет — сексуальный призыв или клетка?

В XIX веке силуэт женского костюма и, соответственно, конструкция женского белья переживает множество трансформаций, но корсет присутствует неизменно. В эпоху романтизма идеалом женской красоты становится хрупкая и бледная девушка: все это часто достигается за счет максимально тугой шнуровки, самой сильной за всю историю ношения корсетов! Это делает женщин слабыми и беззащитными, они с трудом дышат, регулярно падают в обморок и едва ли могут передвигаться без посторонней помощи.

Во второй половине XIX века кампания по борьбе с корсетами вновь набирает обороты, и на этот раз в конце концов приводит к отказу от их ношения. Доктора все чаще говорят о том, что такой вид белья деформирует тело и приводит ко многим болезням. Чуть позже, ближе к концу XIX века, женщины все чаще заявляют о своих притязаниях на активный образ жизни, начинают увлекаться спортом наравне с мужчинами, осваивают различные профессии. Все это требует новых видов костюма — свободных, не сковывающих движения.

Слава избавителя женщин от «корсетной тюрьмы» принадлежит знаменитому парижскому модельеру Полю Пуаре, который в 1900-е годы предложил новые модели платьев прямого силуэта с заниженной талией. И хотя еще несколько десятилетий женщины по привычке продолжали носить корсеты, постепенно эта деталь одежды вышла из обихода и была заменена бюстгальтером и эластичным поясом для чулок.

Кринолины и панталоны

В первой половине XIX века обязательной частью женского нижнего белья были нижние юбки, которые поддерживали пышность платья. Появление кринолина в 1850-е годы в буквальном смысле сильно облегчило жизнь женщин. Кринолин представляет собой нижнюю юбку с вшитыми в нее жесткими обручами, позволяющую придавать платью необходимую форму и объем, позже так называли саму жесткую конструкцию из обручей. Но с изобретением кринолина, который сделал нижнюю половину женского тела очень уязвимой, неотъемлемой частью белья становятся панталоны.

Со временем этому предмету белья начали уделять все больше внимания и воспринимать его, как предмет соблазнения — появились кружевные панталоны из тонких дорогих тканей. В начале XX века панталоны начали постепенно укорачиваться, становиться все более эластичными и облегающими, и только к 1930-м годам превратились в трусы.

Интересно:  Студентки устроили фотосессию в супермаркете и прославились

Победа цвета

Долгое время белье изготавливалось из тканей светлых оттенков. С богатством и роскошью ассоциировался исключительно белоснежный цвет. Это было связано не только с дороговизной красителей, но и с символическим значение белого цвета. Цветное белье, скажем, корсеты красного и любых других ярких оттенков, было прерогативой женщин легкого поведения.

Все изменилось во второй половине XIX века с появлением искусственных анилиновых красителей. Мир захватила мода на яркие, глубокие, необычные оттенки. Сиреневый, зеленый, алый, желтый, цвет фуксии — все они активно использовались для покраски и платьев, и нижнего белья, в особенности, нижних юбок и корсетов.

Турнюры и S-образный силуэт

В 1860-е годы кринолины достигают пика своих размеров, а уже в 1870-е годы их популярность сходит на нет. Знаменитый кутюрье Чарльз Уорт изобретает новое приспособление, формирующее силуэт дамского платья — турнюр. Он представляет собой подушечку или конструкцию из металлических полуобручей, которая закреплялась под платьем сзади ниже пояса для придания дополнительного объема.

На рубеже XIX и XX веков входит в моду так называемый S-образный силуэт. Сформированный с помощью корсета, делающего живот плоским, в сочетании с пышной грудью, а также турнюра, такой силуэт стал символом эпохи модерна.

Модные уловки

Кстати, о пышной груди… Каждой эпохе был присущ свой идеал женской красоты. Чаще других частей тела мода затрагивала именно женскую грудь. Для коррекции формы груди использовались ватные вкладыши, корсеты специальной конструкции, сорочки украшали большим количеством рюшей, а лиф платья конструировали с напуском в передней части.

Особенно изощренными были приспособления эпохи ампира, когда дамы использовали искусственную грудь из воска, выкрашенного в телесный цвет. На груди рисовали вены, а порой даже снабжали ее специальными пружинками, позволявшими имитировать покачивания при глубоком дыхании.

В 1920-е годы существовала противоположная тенденция. В моду вошел силуэт «ля гарсон», требовавший от женщин худой плоскогрудой мальчишеской фигуры. На этот раз в ход шли утягивающие бандажи.

Белье во второй половине XX века

В первой половине XX века корсет разделился на две части, и в течение двух-трех десятилетий нижнее белье приобрело современные очертания. Основными элементами женского белья стали бюстгальтер и трусы.

В 50-60-е годы XX столетия нижнее белье эстетизируется, становится стильным и броским, окрашивается в яркие цвета и украшается принтами. В этот период в продаже появляются комплекты женского белья. В тоже самое время набирает обороты феминизм, и его последовательницы высказывают свое отношение к белью, как символу порабощения женщин, призывая совсем отказаться от бюстгальтеров.

В 1970-80-е годы от белья не просто не отказываются, оно по-настоящему становится предметом моды. Причем, популярно белье самых различных стилей — спортивное, сексуальное, гламурное. Появляются новые модели трусиков — танга и стринги, их популярность часто связывают с развитием поп-культуры.

Середина 1990-х годов — время нового расцвета сексуальности и актуальности пышного бюста. Невероятно популярны бюстгалтеры пуш-ап, сильно обтягивающая и просвечивающая одежда. В этот период устраивают свои первые шоу Victoria’s Secret — возможно, и сегодня наиболее популярный в мире бренд нижнего белья.

В 90-е годы белье носят и снаружи как часть костюма. Многие модельеры в своих коллекциях обращаются к теме корсета, Жан-Поль Готье и вовсе придал корсету статус культового предмета одежды.

Современное белье

В начале XXI столетия одним из наиболее глобальных трендов в одежде в целом и в нижнем белье становится мода на комфорт и популярность элементов спортивного стиля. Как никогда популярны натуральные мягкие ткани, бесшовные технологии.

Преобладавшая в конце XX века утрированная эротизация женского образа сменяется новой волной феминизма и концепцией бодипозитива. Сегодня в моде разнообразие и отказ от гендерных стереотипов. Многие дизайнеры все чаще привлекают к участию в показах моделей, имеющих нестандартные параметры внешности. Появляется все больше брендов, предлагающих белье для женщин с большой грудью или, наоборот, белье, подчеркивающее своеобразие и очарование андрогинных фигур.

Но, пожалуй, самым важным показателем отношения к женскому белью стало появление в XXI веке новой профессии — свои услуги по бра-фиттингу (индивидуальному подбору нижнего белья) сегодня предлагают множество специалистов.

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *