Старших надо уважать? 5 четких правил, как научить ребенка говорить взрослым «нет» и защищать себя
«Взрослых надо уважать!» — лозунг, казавшийся незыблемым в советские годы, у сегодняшних детей все чаще трансформируется в спорное утверждение со знаком вопроса на конце. Разбираемся, как научить ребенка отстаивать собственные границы, но при этом вырасти воспитанным человеком.
«Взрослые лучше знают», «слушайся старших, они плохого не посоветуют» — эти утверждения сегодня не находят популярности не только у бунтующих подростков, но и у их родителей. Сама я задумалась над темой уважения к старшим после то ли серьезного, то ли курьезного случая. Мы с моим пятилеткой шли из сада и обсуждали, почему в современном обществе принято уважительно относится к взрослым, тем более, пожилым людям.
Я вещала о том, что у человека в возрасте богатый жизненный опыт, он накопил много знаний и наблюдений, поэтому может дать ценный совет… В этот момент мы как раз проходили мимо лавочки, где «отдыхали» (по-моему, еще с утра) местные пьянчужки — люди вполне себе преклонных лет. Один из них развязно выкрикнул что-то (вполне добродушное) в наш адрес… Контраст с моими словами был ослепительным: действительно, что я несу, какое уважение?!
С одной стороны, очевидно, что далеко не ко всем словам далеко не всех взрослых стоит прислушиваться. С другой стороны, мне бы не хотелось, чтобы мой ребенок вырос грубияном. Итогом моих размышлений стали пять «золотых» правил — мы распечатали их и повесили на видном месте. Вот они:
1. Взрослые ошибаются
Да! Это первое и самое важное: взрослые могут быть опытнее, мудрее, умнее, но все-таки делать ошибки. Начнем с мелочей: взрослые (даже учителя!) могут что-то забыть или перепутать. Помню, как мы до хрипоты спорили с ребенком о какой-то мелком, но явно ошибочном факте, услышанном от воспитателя. Мои аргументы и всесильный Гугл разбивались о непоколебимое, как гранит, ребенкино «но нам же ВОСПИТАТЕЛЬ так сказал!»
Переубедить его мне стоило больших трудов. А еще взрослые могут поступить несправедливо — накричать сгоряча или сразу не разобраться в ситуации. Обсудите с ребенком, что ошибаются все — гораздо важнее признать и исправить свою ошибку.
2. Правила, единые для всех
Мы все живем в обществе и следуем определенным правилам. В саду, школе, в кружках и в гостях — свои порядки, которые нужно уважать, раз мы туда пришли. У старших есть свои полномочия, но это не всевластие. Поэтому, если воспитатель в наказание за плохое поведение просит ребенка посидеть на стульчике в одиночестве, это справедливо. А вот если угрожает вызвать полицию или оставить в саду на ночь, это неправильно. Важно обсуждать с ребенком, какие права (и обязанности!) есть у преподавателей, врачей, тренеров и других взрослых в его жизни.
3. Право на «нет»
Каждый имеет право сказать «нет!», даже ребенок взрослому. Это не отменяет необходимости придерживаться правил, а еще у «нет!» могут быть не очень приятные последствия. Но все-таки говорить «нет» можно, а иногда необходимо.
4. Вежливость не значит покорность
Не встревать в чужой разговор, вежливо и уважительно вести разговор, не перебивать собеседника — отличное умение. При этом разделять его точку зрения совсем не обязательно. Мои дети обожают сериалы про супергероев, и мы частенько обсуждаем, что Человек-Паук умеет не только отлично драться, но и здорово общаться с противниками. Они обычно ругаются и обзываются, а Паук спорит с ними вежливо и остроумно — это настоящая суперспособность! Вежливость вовсе не означает согласие: быть несогласным, отказаться (от чего угодно!) можно твердо, но вежливо.
5. Мое тело — мое дело
Важная тема, прямо вытекающая из умения говорить «нет!» В западных странах детей, начиная с самого раннего возраста, учат: трогать твое тело — с твоего согласия! — могут только родители и врач. Мне это казалось слегка параноидальным, пока я не узнала следующее: по статистике, большинство сексуальных преступлений в отношении несовершеннолетних совершается не незнакомцами, а людьми из ближайшего круга общения — родственниками, друзьями родителей, педагогами. Кроме того, большинство детей не сообщает об этом родителям по разным причинам.
Учите ребенка уважению к телу, своему и чужому. Напомните, что это правило действует и в обратную сторону: нельзя обнимать лучшего друга, не спросив его согласия, нельзя хватать на ручки понравившегося малыша на детской площадке. Мы с детьми стараемся постоянно находить подтверждения этим правилам в нашей жизни.
Говорим о том, что возраст не единственный и точно не главный критерий для уважения; что важно относиться к другим так, как хочешь, чтобы относились к тебе. Еще любим обсуждать истории любимых сказочных героев, которые не очень-то слушались взрослых. Пеппи Длинныйчулок, Буратино, Малыш (который с Карлсоном) — как сложились бы их истории, будь они более послушными?
И напоследок расскажу историю, напоминающую куда более мрачную сказку — о Гамельнском крысолове. У одной мамы потерялся ребенок — 17-летний приемный сын. Подростка искали и волонтеры, и знакомые. Все кончилось хорошо — ребенка нашли всего через несколько часов живым и здоровым. Оказалось, что в метро к нему подошел мужчина и предложил подработку.
Подросток согласился, но быстро пожалел о своем решении: он понял, что мужчина ему не нравится — тот темнил и увиливал от ответов, настойчиво убеждал его поехать неизвестно куда. Тем не менее ребенок, выросший в детском доме, покорно следовал за мужчиной — он просто не мог сказать «нет».
Ничто не мешало 17-летнему подростку вырвать руку, убежать, громко позвать на помощь — ничто, кроме установок, с детства заложенных в голову. Все, что он смог — тянуть время и медлить, но не активно сопротивляться.
Мальчику повезло — его увидела и узнала по ориентировкам девушка, немедленно связавшаяся с родителями. Хорошо, что все закончилось хеппи-эндом. И хорошо, что мы можем сами научить своих детей говорить «нет», когда это действительно необходимо.